На границе между Казахстаном и Россией образовалась очередь из примерно 2500 грузовых машин. Причиной такого скопления стало усиление таможенного контроля за продукцией, которая может подпадать под антироссийские санкции. По информации от логистических фирм, время ожидания при доставке грузов увеличилось на три-пять дней. В результате транспортные компании были вынуждены поднять цены на свои услуги и искать альтернативные пути для перевозок, включая маршруты через российско-китайскую границу.
Сложности с проездом через контрольно-пропускные пункты в Казахстане начали возникать в середине сентября. Дмитрий Аржаных, один из основателей «Сервисной Логистической Компании» («СЛК»), подтвердил эти данные. Юлия Супрун из компании «КИТ» также рассказала, что более строгий досмотр ввели после 15 сентября. По словам представителей логистического сектора, сначала трудности возникали лишь при проверке отдельных грузов, но позднее все перевозчики начали сталкиваться с долгими задержками, что привело к значительным пробкам на границе.
Кирилл Лахин, возглавляющий отдел логистики в компании «Юнитрейд», сообщил изданию «Коммерсант», что уже на тот момент время транспортировки грузов через Казахстан увеличивалось на три-пять дней. Из-за этого транспортные фирмы были вынуждены поднимать стоимость перевозок и искать другие пути, направляя товары в обход Казахстана, например, через российско-китайскую границу.
Генеральный директор транспортной компании «ДАТранслогистик» Дмитрий Потоцкий связал появление заторов с ужесточением таможенного контроля со стороны властей Казахстана. По его мнению, казахстанские государственные органы приняли эти меры для обнаружения каналов «серого импорта» товаров из Китая в Россию.
К началу октября обстановка на границе Китая с Казахстаном усугубилась, так как все контрольно-пропускные пункты были временно закрыты, что привело к ещё большему увеличению числа ожидающих. Причиной временного прекращения работы пограничных переходов стали китайские национальные праздники: день образования КНР, отмечаемый с 1 по 3 октября, и Праздник середины осени, прошедший 6 октября.
Дмитрий Аржаных акцентировал внимание на том, что проезд через границу Казахстана на грузовиках стал сложным для всех, независимо от того, где зарегистрированы машины и куда они направлялись. Большое количество скопившихся грузовиков на китайско-казахстанской границе продолжает сильно влиять на доставку товаров в Россию.
Согласно информации от Logirus, крупный автомобильный пункт пропуска «Достык — Алашанькоу» обычно может пропускать до тысячи транспортных средств за сутки, однако сейчас его деятельность практически полностью остановлена. Специалисты в области грузоперевозок предполагают, что примерно десять тысяч грузовиков остаются в ожидании пересечения границы между Китаем и Казахстаном.
Очереди возникли не только из-за праздников, но и по техническим причинам. Комитет государственных доходов Казахстана заявил, что на одном из самых больших контрольно-пропускных пунктов, «Нур Жолы», пробки образовались из-за недостатка разрешительных документов, выдаваемых Китаем для транспортировки грузов. Система взаимодействия между пограничными службами обеих стран оказалась не способна справиться с таким увеличенным объёмом грузовых перевозок, что побудило Астану и Пекин начать переговоры об увеличении числа выдаваемых разрешений.
Ужесточение таможенных процедур в Казахстане, ставшее причиной скопления грузовиков на пограничных пунктах, совпало по времени с частыми контактами президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и президента США Дональда Трампа. Трамп затрагивал тему новых ограничений против России. В сентябре главы государств дважды общались по телефону, обсуждая торговые вопросы, в том числе американские пошлины на казахстанскую продукцию.
В тот же промежуток времени, находясь в США, Токаев провёл встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским. Лидеры беседовали о возможных способах разрешения конфликта, и Зеленский выразил благодарность Токаеву за его поддержку независимости и целостности территории Украины.
Официальная позиция Казахстана, представленная вице-премьером Сериком Жумангариным в декабре 2024 года, гласит, что республика не станет следовать санкциям против России, если это повредит её собственной промышленности, но также не допустит использования своей территории для обхода этих ограничений. Позднее Министерство иностранных дел страны опровергло сообщения о том, что Казахстан помогает Москве обходить международные санкции.
Специалисты считают, что, несмотря на публичные заявления, правительство Казахстана в значительной степени вынуждено выполнять антироссийские санкции, касающиеся параллельного импорта. Политолог Роман Юнеман указал, что Астана не всегда противостоит такому давлению, в отличие от ряда других государств региона. Он также усомнился в том, что встреча Токаева и Зеленского оказала прямое воздействие на усиление пограничного контроля.
Российский посол в Казахстане Алексей Бородавкин 7 октября встретился с вице-премьером Сериком Жумангариным. Они обсудили пограничную ситуацию и отметили важность совместных усилий по борьбе с «серым импортом». Вслед за этим активизировалось общение между президентами Владимиром Путиным и Касым-Жомартом Токаевым. Состоялись их встреча в Душанбе и телефонный разговор, а также был анонсирован государственный визит Токаева в Россию, намеченный на 12 ноября.
Казахстанское правительство, в свою очередь, направило обращение в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой признать текущую ситуацию помехой для торговых отношений. Министерство иностранных дел России подтвердило, что этот вопрос находится в стадии обсуждения с правительством Казахстана на различных уровнях, включая посольство в Астане.
Дмитрий Потоцкий проинформировал, что правительства обеих стран занимаются решением проблемы скопления грузовиков на границе России и Казахстана. Эксперт уточнил, что российская сторона взяла на себя обязательство нормализовать обстановку в течение одной-двух недель, а также упомянул, что государственные праздники в Китае повлияли на её развитие.
Дмитрий Аржаных подтвердил, что положение на границе с Казахстаном улучшилось, однако указал на заметно большее скопление грузовиков на казахско-китайской границе, где ситуация не улучшается из-за санкционных ограничений. Политолог Роман Юнеман, со своей стороны, выразил сомнение в том, что данная проблема негативно повлияет на двусторонние связи между Казахстаном и Россией, принимая во внимание многочисленные объединяющие их факторы.
Источник: "URA.ru"
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU